В этом тексте я разрушу огромное количество стереотипов, связанных с жизнью новорожденного ребенка. Те, кто знаком с работой и книгами Монтессори, поверят мне и согласятся, потому как знают результат «подготовленного окружения» - самостоятельный, здравомыслящий, многое умеющий и знающий, а также уверенный в своих силах ребёнок. Для тех же, кто никогда не сталкивался с основными принципами педагогики Монтессори, многие вещи покажутся неслыханными и нереальными, хотя я надеюсь, что найдётся и парочка тех, кто поймёт: «вот как раз то, что я искала».
Итак… Практически всё, что вы можете найти в магазинах для новорожденных детей, им совершенно не нужно. Я не говорю об одежде и коляске, я говорю о разных кроватках, ярких, играющих жуткую музыку мобилях, балдахинах с овечками, «кислотных» погремушках, стульях-качельках, (КОНЕЧНО ЖЕ) о памперсах, присыпках и тому подобной ерунде, телевидении и компьютерах с мультиками — все это нужно нам: мамам, папам и бабушкам, чтобы облегчить нашу (!) жизнь. Ребёнку это запростотак не нужно. А точнее, еще и вредно, потому что заставляет кроху с младых ногтей зависеть от взрослого каждую минуту своей жизни.
Основная идея педагогики Монтессори — это воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах, стремящейся к новым знаниям личности. И этот принцип виден в «подготовленном окружении», то есть в подготовленной специально для малыша комнате/комнатах, где всё продумано до мельчайших подробностей и всё отвечает требованиям малыша к окружению.
Теперь стоит описать, как должна выглядеть комната новорожденного, по мнению М.Монтессори:
Во-первых, чтобы поддержать визуальные и тактильные открытия малыша на ранней стадии развития, будет лучше не переводить ребёнка в новую комнату в течение первого года жизни и практически не менять эту комнату. Он может и должен бывать в разных комнатах дома: спальне, гостинной, кухне, ванной, но здесь говорится преимущественно об обустройстве спальни, хотя остальные комнаты, в которых малыш бывает, должны также соответствовать следующим требованиям.
Во-вторых, чтобы поддержать желание исследовать руками то, на что ребёнок смотрел первые месяцы своей жизни, необходимо подготовить кровать на полу (лучше всего подойдёт жёсткий матрас), положенный в углу комнаты. Это та кровать, с которой он может самостоятельно слезть и залезть, когда научится уверенно ползать. Многие родители укладывают своего малыша в подобную кровать уже в первые дни их жизни, другие — в возрасте трёх месяцев, очень немногие делают это позже.
В-третьих, около кровати или около того места, где ребенок будет лежать и осматривать окружающее его пространство, необходимо повесить зеркало в горизонтальном положении, чтобы ребёнок, лёжа, мог смотреть на свое отражение. В отражении он видит прежде всего себя, исследует себя. Впоследствии он начинает видеть связь между своими действиями и «действиями» отражения, и в дальнейшем он совершенствует свои действия, наблюдая за ними в отражённом виде. К тому же через отражение в зеркале он видит окружающее его пространство в другой перспективе, что даёт ему представление о трёх измерениях.
В-четвёртых, над кроватью или тем местом, где он будет лежать и осматриваться, необходимо повесить мобиль. Самый первый мобиль — это черно-белые контрастные картинки, изображающие либо геометрические фигуры, либо что-то другое и прозрачный шар, в котором будет преломляться солнечный свет.
Вот такой.
Далее с интервалом в недели две, мобили меняют, чтобы поддерживать интерес ребенка. Здесь на них можно посмотреть. Все мобили можно сделать своими руками и подвесить над кроватью на расстоянии 30 см над ребёнком — он пока дальше не видит. Позже, когда ребёнок захочет схватить мобиль, то можно предложить ему следующий вариант мобиля, подвесив его на эластичной ленте, чтобы ребёнок стал осознанно тянуться к заинтересовавшему его предмету и притягивать его к себе, чтобы, например, сунуть в рот или исследовать руками. Это может быть большой бубенчик, деревянное кольцо и тому подобные вещи.
В-пятых, ребёнку не нужно большое количество звенящих погремушек, выполненных из пластика и покрашенных в «кислотные» цвета. Достаточно нескольких, которые можно менять, когда интерес ребёнка к «старой» игрушке иссякнет, и так по кругу возвращаться к первой игрушке. Однако именно узнавание той «старой» игрушки будет особенно ярким, потому что за те недели, пока ребенок играл другими игрушками-погремушками, он овладел новыми навыками, с помощью которых он станет исследовать «старую» игрушку. Вот здесь и появляется та уверенность в своих силах и осознание ребёнком того количества знаний, которые у него появились за определённый период развития.
В-шестых, низкая полка с некоторыми игрушками малыша; низко повешенные картинки (на уровне глаз ребёнка) две-три, не больше; ковёр или ковёр-пазл на полу.
Всё! Больше ничего не надо. Вот здесь можно посмотреть на комнаты, которые в той или иной степени соответствуют принципам Монтессори. А здесь, здесь и здесь (в последней комнате отсутствует зеркало на стене, потому что есть в игровой комнате) - на полностью соответствующие им. Здесь есть маленькое видео, показывающее пользу кроватей на полу.
Специалисты советуют: прежде, чем «вручать» малышу комнату, надо лечь самим на пол и осмотреть каждый миллиметр комнаты с позиции ребёнка, чтобы в ней не оставалось ничего, что могло бы принести ему вред — неприкреплённые провода, вазы и лампы, которые могут упасть, низкие занавески, в которых можно запутаться, шнуры от рул и жалюзи должны быть вне досягаемости ребёнком. На кровать можно, если есть опасения, что малыш перевернётся во сне и упадёт с кровати, поставить бордюр. Однако, Мария Монтессори считала, что однажды упав с кровати (благо падать совсем не высоко), ребёнок будет знать её границы и больше не упадёт. Не рекомендуется класть мягкие подушки на полу возле кровати, всё по той же причине, почему строго рекомендуется, чтобы дети спали на жёстких матрасах.
Итак… Практически всё, что вы можете найти в магазинах для новорожденных детей, им совершенно не нужно. Я не говорю об одежде и коляске, я говорю о разных кроватках, ярких, играющих жуткую музыку мобилях, балдахинах с овечками, «кислотных» погремушках, стульях-качельках, (КОНЕЧНО ЖЕ) о памперсах, присыпках и тому подобной ерунде, телевидении и компьютерах с мультиками — все это нужно нам: мамам, папам и бабушкам, чтобы облегчить нашу (!) жизнь. Ребёнку это запростотак не нужно. А точнее, еще и вредно, потому что заставляет кроху с младых ногтей зависеть от взрослого каждую минуту своей жизни.
Основная идея педагогики Монтессори — это воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах, стремящейся к новым знаниям личности. И этот принцип виден в «подготовленном окружении», то есть в подготовленной специально для малыша комнате/комнатах, где всё продумано до мельчайших подробностей и всё отвечает требованиям малыша к окружению.
Теперь стоит описать, как должна выглядеть комната новорожденного, по мнению М.Монтессори:
Во-первых, чтобы поддержать визуальные и тактильные открытия малыша на ранней стадии развития, будет лучше не переводить ребёнка в новую комнату в течение первого года жизни и практически не менять эту комнату. Он может и должен бывать в разных комнатах дома: спальне, гостинной, кухне, ванной, но здесь говорится преимущественно об обустройстве спальни, хотя остальные комнаты, в которых малыш бывает, должны также соответствовать следующим требованиям.
Во-вторых, чтобы поддержать желание исследовать руками то, на что ребёнок смотрел первые месяцы своей жизни, необходимо подготовить кровать на полу (лучше всего подойдёт жёсткий матрас), положенный в углу комнаты. Это та кровать, с которой он может самостоятельно слезть и залезть, когда научится уверенно ползать. Многие родители укладывают своего малыша в подобную кровать уже в первые дни их жизни, другие — в возрасте трёх месяцев, очень немногие делают это позже.
В-третьих, около кровати или около того места, где ребенок будет лежать и осматривать окружающее его пространство, необходимо повесить зеркало в горизонтальном положении, чтобы ребёнок, лёжа, мог смотреть на свое отражение. В отражении он видит прежде всего себя, исследует себя. Впоследствии он начинает видеть связь между своими действиями и «действиями» отражения, и в дальнейшем он совершенствует свои действия, наблюдая за ними в отражённом виде. К тому же через отражение в зеркале он видит окружающее его пространство в другой перспективе, что даёт ему представление о трёх измерениях.
В-четвёртых, над кроватью или тем местом, где он будет лежать и осматриваться, необходимо повесить мобиль. Самый первый мобиль — это черно-белые контрастные картинки, изображающие либо геометрические фигуры, либо что-то другое и прозрачный шар, в котором будет преломляться солнечный свет.
Вот такой.
Далее с интервалом в недели две, мобили меняют, чтобы поддерживать интерес ребенка. Здесь на них можно посмотреть. Все мобили можно сделать своими руками и подвесить над кроватью на расстоянии 30 см над ребёнком — он пока дальше не видит. Позже, когда ребёнок захочет схватить мобиль, то можно предложить ему следующий вариант мобиля, подвесив его на эластичной ленте, чтобы ребёнок стал осознанно тянуться к заинтересовавшему его предмету и притягивать его к себе, чтобы, например, сунуть в рот или исследовать руками. Это может быть большой бубенчик, деревянное кольцо и тому подобные вещи.
В-пятых, ребёнку не нужно большое количество звенящих погремушек, выполненных из пластика и покрашенных в «кислотные» цвета. Достаточно нескольких, которые можно менять, когда интерес ребёнка к «старой» игрушке иссякнет, и так по кругу возвращаться к первой игрушке. Однако именно узнавание той «старой» игрушки будет особенно ярким, потому что за те недели, пока ребенок играл другими игрушками-погремушками, он овладел новыми навыками, с помощью которых он станет исследовать «старую» игрушку. Вот здесь и появляется та уверенность в своих силах и осознание ребёнком того количества знаний, которые у него появились за определённый период развития.
В-шестых, низкая полка с некоторыми игрушками малыша; низко повешенные картинки (на уровне глаз ребёнка) две-три, не больше; ковёр или ковёр-пазл на полу.
Всё! Больше ничего не надо. Вот здесь можно посмотреть на комнаты, которые в той или иной степени соответствуют принципам Монтессори. А здесь, здесь и здесь (в последней комнате отсутствует зеркало на стене, потому что есть в игровой комнате) - на полностью соответствующие им. Здесь есть маленькое видео, показывающее пользу кроватей на полу.
Специалисты советуют: прежде, чем «вручать» малышу комнату, надо лечь самим на пол и осмотреть каждый миллиметр комнаты с позиции ребёнка, чтобы в ней не оставалось ничего, что могло бы принести ему вред — неприкреплённые провода, вазы и лампы, которые могут упасть, низкие занавески, в которых можно запутаться, шнуры от рул и жалюзи должны быть вне досягаемости ребёнком. На кровать можно, если есть опасения, что малыш перевернётся во сне и упадёт с кровати, поставить бордюр. Однако, Мария Монтессори считала, что однажды упав с кровати (благо падать совсем не высоко), ребёнок будет знать её границы и больше не упадёт. Не рекомендуется класть мягкие подушки на полу возле кровати, всё по той же причине, почему строго рекомендуется, чтобы дети спали на жёстких матрасах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий