4 сентября 2012 г.

Активность под запретом

Цитата Сильваны Монтанаро, доктора медицины и преподавателя на курсах подготовки учителей для школ Монтессори, из книги «Понимание Человека»:
«Им (детям) постоянно передаются негативные сообщения: не двигаться, не прикасаться к чему-либо. В результате они приходят к логическому заключению, что их движения не хороши, т.к. не приемлемы, и что всё, что бы они не делали, не хорошо. Более того, им часто в открытую говорится о том, что они плохие, потому что они хотят быть активными».

Как следствие, ребёнок становится несмелым, прежде, чем что-либо сделать, оглядывается на родителей, либо, когда напряжение достигает максимума, малыш начинает делать, как мы говорим, «на зло». Как достичь компромисса? ...
 
Первое, что стоит сделать, это убрать все вещи, растения, предметы, слишком опасные, дорогие или хрупкие повыше и подальше. Стоит малышу объяснить, что будет, если сломать ту или иную вещь. Стоит, наверное, в качестве примера приводить не только его самого, сколько себя или находящегося рядом человека. Так девочке трёх лет я объяснила, что не все ягоды стоит собирать. Мы с её мамой сидели на корточках около куста черники и передавали сорванные ягодки ребёнку. Её мама заметила, что не все ягодки стоит вот просто так есть. Я решила добавить, приведя себя в пример. Сказала, что собираю ягодки, только если точно знаю, что они не ядовитые. Если вдруг начинаю сомневаться, то какая бы ни была ягодка красивая и спелая, лучше пройду мимо и срывать не буду. Потому что есть ядовитые ягоды, и если их съесть, можно попасть в больницу. Уж лучше спросить у мамы или папы, хорошая ли это ягодка прежде, чем сорвать её и съесть. Ребёнок слушал меня, широко открыв глаза, не перебивая, и, как я надеюсь, такое объяснение было ей понятным.
 
Второе, что необходимо предпринять, это развивать мелкую моторику малыша с помощью упражнений, а также давать ему возможность дотрагиваться до нежных вещей, например, до тоненького цветка. Сделать из этого некое упражнение из практической жизни: объяснить ребёнку, что цветок очень нежный, показать, как можно аккуратно его сорвать, не повредив другие цветки. Собирать таким образом букеты, перебирать украшения, аккуратно перелистывать книги. При неудаче не ругать и не оценивать, а предложить продолжить упражнение, чтобы теперь получилось.

Если же ребёнок уже завладел опасной или хрупкой вещью, не вырывать её силой, не кричать в панике: «положи, а то порежешься/разобьёшь», а спокойно, переводя внимание ребёнка на что-то другое вынуть это нечто из его рук. На днях были в гостях у сестры мужа. Племянник 7 месяцев сидел у него на коленях около стола и вдруг схватил чашку с горячим чаем. Я, чтобы аккуратно высвободить такую опасную вещь из его рук, осторожно стала вынимать её, показывая всем своим видом и приговаривая: «оо, мой чаёк, ну-ка, я его попробую». В конце концов, он сам разлепил пальчики, и я сделала вид, что пью из чашки, и поблагодарила его за чай. Ни истерик, ни крика, ни обвинений, ни лишней паники. Ребёнок доволен, здоров и радостен )))

Комментариев нет:

Отправить комментарий